Любовь как стихийное бедствие
В театре на Соколе русского классика открыли с иной стороны.
Тургенев интересен девушкам или восторженным юношам — такой стереотип о произведениях Ивана Сергеевича сложился со школы. «Ну не могу я пять страниц читать о том, как главный герой готовится поцеловать героиню», — сетовал несколько недель назад знакомый, решивший перечитать классика. — Я не юн, в моём возрасте такие книги уже не вдохновляют». Этот разговор я вспомнила, стоя в фойе ДК «Сокол», сжимая билет на спектакль «Любовь как стихийное бедствие» по мотивам пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Его премьера состоялась в Липецком драматическом театре 7 мая.
Старая добрая классика
Завзятым театралам пьеса хорошо известна. Её много раз ставили на советской и российской сцене, а также за рубежом. В 2014 году произведение талантливо экранизировала выступившая в роли режиссёра Вера Глаголева. Фильм стал неким гимном российской деревне середины 19 века, с её бескрайними полями, волнистыми лугами, зеленью и травами. Теперь за этот материал решил взяться режиссёр Липецкого драматического театра Геннадий Балабаев. Однако он сделал упор не на пасторальных сценах деревенской жизни, а на хитросплетениях человеческих чувств — отношениях между членами очередного «дворянского гнезда».
По сюжету, мать благородного семейства Наталья Петровна Ислаева влюбляется в
Рыцарь и прекрасная дама
Основная женская роль досталась Саше
Один из важнейших мужских персонажей — друг семьи Михаил Александрович Ракитин. В воплощении Дмитрия Фролова этот персонаж оказывается далёк от образа благородного рыцаря и интеллигента, который встречается в классических трактовках пьесы. На липецкой сцене Ракитин предстал перед зрителем абсолютно светским человеком. В отличие от деятельного и рачительного мужа Натальи Петровны, он сибарит. Любит созерцать природу, читать книги, размышлять. Он вращался в высшем обществе и многое в жизни повидал, а потому сразу замечает едва уловимые намёки на возникшую симпатию между хозяйкой имения и учителем
Ракитин остр на язык, едко отвечает на колкие замечания других персонажей. Тем не менее именно он в момент наивысшего накала страстей выступает в роли громоотвода — берёт на себя труд объясниться с Аркадием Ислаевым (Андрей Комаров), говорит, что любит его жену. Тем самым он отводит подозрения мужа от связи Натальи Петровны и Беляева.
Дамский любимец и наивная девочка
Дамский любимец Алексей Беляев тоже непрост. В трактовке актёра Евгения Кузнецова это нагловатый тип, который наслаждается жизнью — даёт волю мыслям, чувствам и действиям. Он робок лишь в присутствии хозяев имения, с другими же ведёт себя довольно развязно. Он явно флиртует с Верой, хотя осознаёт, что никогда не женится на ней: у него ни гроша за душой. В то же время любовная связь с хозяйкой его не пугает.
Вера, роль которой играет Александра Мезенцева, предстаёт перед нами девочкой с широко открытыми на мир глазами. В начале пьесы она постоянно смеётся, радуется незатейливым развлечениям, которые придумывает Беляев. Она кажется наивной дурочкой в сравнении со статной и манерной Натальей Петровной. Но во втором акте происходит резкая перемена. Интонации Веры становятся серьёзными и даже обличительными. В конце спектакля она принимает поистине взрослое решение — решает уйти из дома, воспользовавшись предложением руки от уже немолодого барина.
Немолодой жених и его друг-пройдоха
Порадовала игра актёров второго плана. Прежде всего нужно отметить Владимира Терновых, создавшего образ доктора Игнатия Шпигельского. Последнего обычно изображают пронырой и плутом. Владимир Терновых идёт дальше. В его Шпигельском улавливаются некие демонические, пугающие нотки. Он предстаёт перед нами лысоватым мужчиной средних лет, одетым во всё клетчатое. Это главный интриган пьесы, который сообщает сюжету динамику. Его предложение о выгодной женитьбе немолодого соседа Афанасия Большинцова на
В сцене сватовства к гувернантке Лизавете Богдановне Шпигельский сбрасывает маску. Теперь он не балагур и весельчак, каким рисуется перед господами. Выясняется, что по характеру он «не слишком добрый». Его точит внутренний червь, что он незнатен и небогат. От этого в его действиях постоянный расчёт, желание получить выгоду, продать. Завершает раскрытие персонажа песенка о сереньком козлике, казалось бы, совершенно неуместная на сватовстве. Исполняя её, актёр Владимир Терновых приплясывает, неожиданно поворачивается к героине Татьяны Тарасовой, щиплет её за талию и пугает так, что та громко взвизгивает.
Понравилась залу и игра Юрия Погорелого, изображающего немолодого жениха Афанасия Большинцова, приехавшего свататься к
Чтобы зритель поверил
В спектакле простые невычурные декорации, выполненные со вкусом: столы и стулья, фигурные оградки, качели, подвешенные к потолку, мешки с сеном или зерном, сложенные в деревенском амбаре. На заднике — фотография поля, вдали виднеется лес. Чтобы создать ощущение подлинности жизни, добавлены детали. По сюжету герои выбегают в поле, чтобы запустить там воздушного змея. Запуск змея в театре не бутафория, он действительно взмывает под потолок благодаря придумке
Также в сцену вмонтирована ёмкость с водой, где актёры плещутся, брызгаются, попадают в неё ногами, как бы перепрыгивая через деревенские ручейки и речушки во время пеших прогулок. Герои катаются по сцене на велосипеде. Все детали в своей совокупности создают у зрителя ощущение беспечного отдыха на лоне природы.
Символы чистоты и порока
Музыкальное оформление спектакля строится на контрасте двух музыкальных тем. Мир мечтаний и беззаботных детских забав противопоставлен расчётливому миру взрослых. Вальс со звуками колокольчика, символизирующего чистоту, сопровождает сцены ребячества и наивного веселья. Там же, где герои
Приглашённый художник по костюмам Наталья Ситуха (город Рыбинск) одела героев со вкусом и изяществом. На протяжении спектакля Саша
В духе Островского
— Мы давно к такому серьёзному материалу не прикасались, — признался вышедший на сцену режиссёр Геннадий Балабаев. — Постарались сохранить юмор, заложенный в нём. Я надеялся, спектакль найдёт своего зрителя. И сегодня это случилось…
Приём оказался действительно тёплым. Актёров завалили цветами, а юному Архипу Соломоненко, сыгравшему Коленьку, дарили шоколадки.
— Мы с супругом живём в
— В этом театре я впервые, — призналась педагог лицея № 44 Надежда Анциферова. — А вот мои коллеги здесь частые гостьи. О постановке могу сказать, что это необычно, красиво, эстетично. Великолепные костюмы, декорации. Мне понравилась актриса Татьяна Тарасова, сыгравшая роль Лизаветы Богдановны. У неё небольшая роль, но игра была правдивой и естественной. А вообще мы открыли Тургенева с другой стороны. Спектакль сделан с юмором, острый, живой и даже злободневный, в духе Островского.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Владимир Козин
(предоставлены театром на Соколе)