Инклюзия — не иллюзия
Горсовет выйдет с инициативой об увеличении финансирования классов, где учатся дети с ОВЗ.
Около 5 000 маленьких липчан нуждаются в создании особых условий для получения образования. В городе всего две специализированных школы и один детский сад. Они не могут в полной мере решить проблему доступности образования для всех ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Математика и пуговицы
Здесь на помощь должно прийти инклюзивное образование, то есть совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ.
— Сыну 10 лет. Сейчас он учится в инклюзивном
Однако ожидание было не напрасным, уверена Светлана. За два года обучения в обычной школе ребёнок, который раньше боялся больших групп людей, научился взаимодействовать и общаться с ребятами. Глядя на одноклассников, он старается за ними тянуться, учится самостоятельности. В инклюзивном классе процесс обучения выстроен не только на получении академических знаний, но и на обучении бытовым навыкам. Математика и русский её сыну, например, даются легче, чем завязывание шнурков и застёгивание пуговиц.
Каждому своя программа
Для нормального обучения ребёнка с ОВЗ нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы. Например, в школе № 17, которая в 2020 году стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» и вошла в двадцатку лучших школ, для каждого ученика с ОВЗ разрабатывается своя адаптированная программа.
Индивидуальный подход
Мы побывали в инклюзивном классе начальной школы. Русский язык. Учитель объясняет новую тему и задаёт вопросы. Каждый тянет руку и хочет отвечать, некоторые даже немного подпрыгивают на стуле. Первым спрашивают мальчика за второй партой. Он знает ответ, но ему трудно говорить. Ребята ждут, пока он расскажет, но терпения не хватает, они начинают ему помогать, последние слова класс уже произносит хором.
Пока отвечал, Миша устал. Он без лишних слов сам садится на тренажёр и крутит педали. Мише нужна смена деятельности. Никто из одноклассников не удивляется. Здесь к этому привыкли.
Дальше урок физкультуры. Учитель помогает Мише переодеться, и он вместе со всеми бежит в спортзал. Здесь он ничем не отличается от сверстников. С удовольствием выполняет все упражнения и гоняет мяч с мальчишками. После ребят ждёт урок математики. Но Миша пойдёт на него один. Ему трудно даются точные науки, поэтому он занимается с другим учителем и по другой программе.
— Каждый ребёнок у нас со своими особенностями, к каждому надо найти свой подход, поэтому продумываешь задания индивидуального характера с учётом способностей ребёнка, — говорит учитель начальных классов школы № 17 Жанна Иванова. — Вторая половина дня посвящена внеурочной деятельности. Это и подвижные игры, ритмика, речевая практика, то есть мы работаем над речью устной, письменной. Я знаю их лучше, чем родители, могу продумать всю воспитательную работу и к каждому найти индивидуальный подход.
Дефицит кадров
Проект «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество» реализуется в Липецке с 2017 года. Его цель — включить детей с ОВЗ в образовательный процесс наравне со здоровыми сверстниками. На момент запуска проекта в городе было 154 специализированные группы в детских садах и 25 специальных классов в четырёх школах. Сегодня работает 198 таких групп в детсадах и 61 — в школах. Но это специализированные группы, инклюзивных же, где обычные дети ходят в садик или учатся в школе с ребятами с ОВЗ,
Казалось бы, в чём проблема открыть инклюзивный или специальный класс в школе, ведь дополнительных лицензий для работы с особенными детьми не нужно. Но от обычных школ инклюзивные отличаются уровнем педагогического состава и специально оборудованной инфраструктурой.
— Наиболее острой проблемой является дефицит квалифицированных специалистов для проведения коррекционных занятий, — поясняет председатель департамента образования Светлана Бедрова. — Для выполнения требований действующего законодательства и проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий необходимо дополнительно ввести в штатное расписание школ города более 20 ставок
— С некоторыми ребятами на уроках должны сидеть тьюторы, дефектологи. Потому что такому ребёнку нужна дополнительная помощь. Например, нужно взять руку и показать, где писать, сказать, что надо повторить за учителем, — поясняет Ирина Борисова.
Денежный вопрос
Основная причина нехватки кадров банальна — нехватка денег. Вопрос о необходимости увеличения финансирования инклюзивного образования департамент образования города поднимал неоднократно. Если для работы специализированного класса в спецшколе выделяется около 5 млн в год, то на инклюзивные классы средств требуется больше.
— Для школы, где все дети с ОВЗ и есть необходимые штатные специалисты, этого финансирования может быть достаточно, — пояснил представитель департамента образования на заседании специализированной комиссии в горсовете. — Точно такая же сумма выделяется и обычной школе, если в ней сформирован такой класс или ребёнок обучается инклюзивно — но в этой ситуации денег катастрофически мало. Ведь даже для одного ребёнка с ОВЗ в обычной школе требуется введение дополнительных ставок: тьютора, то есть воспитателя, который сопровождает ребёнка, логопеда, психолога, дефектолога и других.
В январе департамент образования обратился за по мощью к городскому Совету, чтобы депутаты вышли с соответствующей инициативой в облсовет. Там уверены, необходимо предусмотреть поправочный коэффициент финансирования в случае, если ребёнок с ОВЗ обучается не в специализированной школе, а в инклюзивном классе обычной школы.
Доказано историей
Некоторых родителей пугает, что в одном классе с его здоровым ребёнком будет сидеть «особенный», не такой, как большинство одноклассников. Правда, они забывают, что есть много известных «особых» личностей. Так, например, Билл Гейтс, который страдает аутизмом, смог создать компанию Microsoft. Глухой Бетховен писал гениальные произведения. Лауреат Нобелевской премии Стивен Хокинг в 20 лет был практически полностью парализован
Текст: Марина Костюк
Фото: Сергей Паршин