Как прилетела птица счастья?
2022 год объявлен Годом народного творчества. «Первый номер» открывает специальную рубрику, где будет рассказывать о хранителях народных традиций Липецкой земли.
Рубрику будут вести выпускницы липецкой Школы межэтнической журналистики Анна Черкасова и Александра Воротынцева.
Стоит только поднести к губам и слегка подуть — игрушка-романушка запоёт. Весело или тоскливо — зависит от того, кто держит её в руках. Эта детская забава объединила вокруг себя мастеров Центра романовской игрушки, который недавно отпраздновал своё 10-летие. Все эти годы его мастера помогают гостям шагнуть навстречу русской народной культуре, пробудить заложенную на генетическом уровне любовь к традициям родной страны. И, конечно, здесь стараются сделать людей немного счастливее. Говорят, получается.
Мастер-хранитель
Гостей на пороге одноэтажного, довольно скромного здания встречает Мастер, человек с непререкаемым авторитетом в сфере народного промысла — Виктор Маркин.
Центр романовской игрушки — его детище. Именно Виктор Васильевич выступил с инициативой создать в регионе дом для игрушки-романушки. Началось с малого: талантливый художник и историк по образованию, трудившийся оформителем на Липецком тракторном заводе, переехал в село Троицкое и стал преподавать в местной школе. Здесь же молодой педагог познакомился с потомственным гончаром Иваном Гункиным — последним представителем старой романовской школы. Овладев основными правилами создания глиняной игрушки, Виктор Маркин организовал в селе кружок лепки. Дети так увлеклись созданием глиняных игрушек, что зачастую затянувшиеся допоздна собрания юных гончаров приходилось разгонять родителям.
— Раньше здесь находилась земская школа, позже — ветеринарная клиника и парикмахерская. Когда мы получили здание, начали ремонт и достройку дополнительных помещений. В 2011 году отпраздновали новоселье. Здесь нашли призвание мастера, работающие с глиной и текстилем: уже десять лет мы делаем глиняные игрушки и традиционных романовских кукол, — рассказал народный мастер России Виктор Маркин.
Создание центра стало важнейшей точкой в возрождении народного промысла. Когда Виктор Маркин заинтересовался романовской игрушкой, мастерство изготовления яркой детской забавы было уже практически забыто. А ведь за глиняными свистульками стоит многовековая история.
Обереговая сила
В начале XVII века в районе сегодняшнего села Троицкое боярином Иваном Никитичем Романовым был основан город-крепость Романов-в-Степи. Здесь жили и трудились искусные гончары. Пик становления романовской игрушки пришёлся на начало XIX века, когда в Липецке открылся курорт минеральных вод. Игрушечники стали внедрять в традиционные образы городские мотивы. Так появились нарядные дамы в шляпках и пышных платьях, генералы на конях и офицеры в строгих мундирах.
Узнать традиционную романовскую игрушку несложно. Мастера используют простые и яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий.
Кроме того, фигурки любых форм всегда делали свистульками. Считалось, что громкий звук способен отогнать злых духов, к тому же музыкальные игры помогали детям развивать лёгкие.
Мастера всегда верили в обереговую силу воплощённых в глине живых существ. Так, свистульки-жаворонки закликают весну. Индюки хранят домашний очаг и защищают малышей от всего дурного. Бараны символизируют плодородие и богатый урожай. Синие олени считаются покровителем семейных уз. Значимое место в народном промысле всегда занимал образ женщины-матери, отсылающий к фигуре славянской богини Макошь. В романовской традиции женщину изображают не молодой незамужней девушкой, а уважаемой матроной, хранительницей очага, с ребёнком на руках и домашней птицей у ног.
много фактов о центре романовской игрушки
Романовские птицы счастья
К истинной, в чём-то магической природе женщины обратился и Виктор Маркин, создавая собственный сюжет — птицу Сирин. Такой образ нехарактерен для традиционной романовской игрушки, но с годами стал неотъемлемой её частью.
— Сирин — птица счастья, она несёт людям свет и надежду. Как это может не вдохновить? У нашей игрушки туловище птицы, голова романушки в народном уборе, на шее — снизки бус, как носили женщины в прошлых веках, — комментирует народный мастер.
Импровизация с внедрением персонажа оказалась такой удачной, что теперь сказочные птицы стаями селятся в мастерских центра, а потом разлетаются по домам посетителей, купивших на память красивый сувенир.
Текст: Анна Черкасова
Фото автора