Великий ремонт
Началась реставрация обелиска на Петровском спуске.
В России и за рубежом, включая Бельгию, Нидерланды и Великобританию, в честь Петра I установлено 105 памятников. Липецкий обелиск был третьим в мире. До него в
Липецкий обелиск
В Липецке памятник построили по проекту помощника тамбовского губернского архитектора Шихларева и открыли на склоне Соборной горы 20 июня 1839 года. Инициатором и инвестором обелиска Петру был
Памятник представляет из себя вытянутую трёхгранную пирамиду, установленную на трёхгранном постаменте. Его высота — 11,2 м. Вес — 20 т. На пьедестале два барельефа, которые символически отображают две ипостаси Липецка:
Принято считать, что весь памятник изготовлен на тамбовском чугунолитейном заводе мастером Иваном Фёдоровым. Однако в «Акте технического состояния» обелиска, составленном экспертами проектной компании «Юникрон» в 2020 году, говорится, что в Тамбове отлили только барельефы Вулкана и Гигиеи, а обелиск, постамент и модели колоколов сделали на липецком литейном заводе № 1.
Чугун тоже не вечен
Никто никогда не сообщал, чтобы памятник Петру ремонтировали до 1955 года, хотя без ремонта даже его чугунные элементы обойтись не могли. Сам обелиск, например, это не монолитная игла из чугуна. Он, по словам липецкого краеведа Михаила Королькова, состоит из трёх усечённых трёхгранных пирамид, скрученных изнутри болтами, и золочёного шпиля длиной 71,12 см. Все три секции, видимо,
Первый документально зафиксированный ремонт обелиска делали в 1955 году. Тогда восстановили полуразрушенную ажурную ограду, а всё, что сделано из чугуна, покрасили чёрной краской, в том числе и позолоченный шпиль.
Поменяли таблички
Пишут, что тогда же вместо верноподданнической дореволюционной надписи «Незабвенному везде и во всём Великому отцу Отечества императору Петру I, основателю нашего города, указавшему в нём новые целебные источники и новые средства богатства народного» прикрепили скромную табличку на чёрном граните: «Петру I. Сооружён в 1839 г.».
Правда, в 1955 году Пётр I уже не воспринимался советскими людьми как враг трудового народа, и больше доверия вызывает утверждение краеведа Александра Клокова, который пишет, что дореволюционную надпись по распоряжению уездного исполнительного комитета с памятника убрали ещё в 1920 году.
Металлурги-реставраторы
Грандиозный капитальный ремонт сделали в
Но качество того ремонта специалисты оценили очень низко — обелиск не прошпаклевали, он был покрыт буграми и раковинами, как это бывает с необработанным старым чугуном. Во время работ, пишут эксперты, были нарушены стыковочные узлы элементов памятника, в результате чего он не воспринимается как единая монолитная конструкция. Последний раз памятник реставрировали в 2012 году, но и этот ремонт оказался не совсем удачным. Главным недостатком эксперты считают то, что памятником занимались не
Акт утрат
В результате того, что памятник никогда не реставрировали специалисты, на сегодняшний день, по оценке экспертов компании «Юникрон», внешние декоративные элементы и фасады обелиска утрачены на 30%, фундамент — на 100%. Достаточно сказать, что согласно «Акту технического состояния и утрат первоначального облика» утрачен вызолоченный шпиль, а поверхность металла покрыта трещинами, сколами и следами от механических воздействий.
«Чугунные элементы памятника: обелиск, постамент, ограда и модели колоколов (литники) — характеризуются большой площадью утрат защитных окрасочных слоёв и открытыми участками коррозирующего металла», — отмечают специалисты.
Коломенские мастера
В этот раз ремонтом памятника занимается коломенская компания «
Как рассказал главный инженер «РСМ» Олег Славиогло, в прошлом году его компания работала на 28 объектах в 11 регионах России. В этом она получила 33 заказа в 13 областях.
— Хотя нам есть над чем работать в Липецке, в целом я могу сказать, что памятник находится не в плачевном состоянии. Он
На ремонт памятника Петру I в. Липецке из федерального бюджета выделили 877,7 тысяч рублей. «РСМ» обещает закончить все работы к 16 августа. Министерство культуры будет контролировать их работу через видеокамеру.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин и Владимир Тягунов,
липецкая.рф/company/history/