Пять Рахманиновских вечеров
Дом музыки проводит концерты в честь
Пианисты обожают Рахманинова — он подарил им 90 сочинений, которые при всей сложности и насыщенности очень удобны для исполнителя. Музыковеды называют его одним из двух самых русских композиторов, наряду с Мусоргским, в сочинениях он сконцентрировал всё лучшее, что есть в нашей природе, культуре и характере. Музыка Сергея Васильевича разнохарактерна, она сочетает в себе нежность с тревожностью, а обязательные для его творений знаменный распев и колокольный звон находят отклик в любой русской душе.
Концерт доступный и демократичный
Описывать ощущения, которые возникают на концерте симфонической музыки, — занятие неблагодарное. У каждого они свои. Меня, например, могут довести до слёз пассажи страдающей скрипки. Вот что говорили слушатели после Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Рахманинова, который они прослушали в зале Липецкого колледжа искусств имени Игумнова: «ветер, то ласкающий листву, то резко налетающий на препятствие», «русская душа… широта русских просторов… Какой же русский это композитор!», «Рахманинов не самый любимый мой композитор, но я сегодня поняла, за что эту музыку любят по всему миру».
За основу цикла «Рахманинов. Наследие» (6+) коллектив Липецкого Дома музыки взял пять концертов для фортепиано с оркестром. Они будут идти с декабря по апрель, до самого дня рождения Сергея Васильевича (1 апреля по новому стилю).
— Рахманинов оставил след как пианист и композитор, не имеющий себе равных в искусстве 20 века, — объясняет художественный руководитель Липецкого Дома музыки Наталья Сосновская. — Эти пять концертов — вехи его творческого пути. Начиная от Первого, который написан в 1891 году, когда Сергей Васильевич был ещё студентом Московской консерватории, и заканчивая рапсодией на тему Паганини, которая создана в заграничный период. Каждый концерт — ярчайшая иллюстрация его творческого стиля в определённый период. В Первом слышны традиции и Грига, и Шумана, и Чайковского. Но вместе с тем чувствуется уже своеобразная и очень чёткая рука самого Рахманинова. Конечно, прежде всего это романтическая музыка, тут много лирики. Много и пафоса, это отличительная черта творчества Сергея Васильевича. Концерт очень доступный, понятный и демократичный. Это те качества, которые вообще свойственны музыке Рахманинова.
Космический композитор
Дирижировал оркестром заслуженный артист России, основатель знаменитого камерного оркестра «Времена года» Владислав Булахов. С Липецким симфоническим его связывает давняя творческая дружба.
— Когда Наталья Георгиевна Сосновская пригласила меня на пять концертов Рахманинова, мы ещё замахнулись и на оперу в конце весны, я с удовольствием согласился, — рассказывает Владислав Игоревич. — Рахманинов — это планета. Это космический композитор. Он ни на кого не похож. Он вырос в среде потрясающих музыкантов, начиная с Чайковского. И выстроил свою дорогу в космос. Смог объединить то, что до него было, и то, что после него будет. По статистике, Рахманинов в мире самый исполняемый композитор. И несмотря на санкции, на то, что мы варвары для некоторых, Сергей Васильевич создал такой огромный пласт музыкальной культуры, который близок всем — и католикам, и протестантам, хотя линия славянская. Все понимают величие этой музыки. Он взял и знаменные распевы, впитал в себя и европейскую культуру, работал среди выдающихся русских композиторов, которые создавали направления русской композиторской школы, развивали её. Это просто сгусток космической энергии, удивительно, как один человек смог это всё воспринять, проанализировать и создать своё. У меня есть большая мечта — исполнить его хоровые произведения «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Пока не знаю, с кем, потому что хор там должен быть 80 человек. У нас здесь не хватает голосов и чисто физически людей.
Булахов признался: ему очень нравится работать с Липецким симфоническим оркестром, они сотрудничают уже 10 лет. Не нравится только одно: качество некоторых инструментов, например духовых. Любой оркестр должен быть оснащён хорошими инструментами. Разница в звучании, говорит Булахов, как езда на «жигулях» отличается от езды на «мерседесе». Обидно, когда мастерство у музыканта есть, а инструмент не может выдать качественный звук.
— Это проблема, большая проблема многих провинциальных оркестров, — признаётся заслуженный артист России. — Что касается цикла Дома музыки — честь и хвала Наталье Георгиевне. Замахнуться на Рахманинова, организовать пять солидных программ — это возможность для Дома музыки очень статусно себя представить.
Скромная и талантливая
За роялем солировала студентка Московской государственной консерватории Маргарита Молчанова. Чувствовалось: девушка очень глубоко переживает всё, что хотел выразить великий русский композитор. Она будто находилась в другой, параллельной реальности. Когда мелодия становилась лёгкой и воздушной, на губах у неё появлялась еле заметная улыбка. В драматические моменты её лицо искажала гримаса боли, и она чуть ли не до крови закусывала губу.
— Да, мне нужно работать над мимикой, я знаю, — призналась солистка после концерта. — Просто музыка Сергея Васильевича такая глубокая, я не могу её поверхностно играть. Для меня он с детства один из любимых композиторов. Все любят и играют его Второй концерт, он считается вершиной его творчества. А я больше всего люблю Третий. Это вершина, Эверест в жанре фортепианных концертов.
Маргарита объяснила: Рахманинова любят все пианисты. Он очень удобен для них технически.
— В отличие от Чайковского, который писал симфоническую музыку, а для фортепиано вообще не умел писать, Рахманинов пианистически делал всё как надо. Всё под руки, очень удобно.
Впечатление от игры Маргариты было очень сильным. Я слышала, что у пианистки масса побед в серьёзных конкурсах, и попросила её рассказать об этом.
— Да нет, ничего особенного, — отмахнулась исполнительница. — Телевизионный конкурс «Щелкунчик» запомнился да конкурс имени Игумнова у вас в Липецке, я там первые премии получила. Я вообще стараюсь меньше участвовать в конкурсах. Там нужна железная психика. И в развитии останавливаешься, когда всё время тратишь на то, чтобы отточить только одну вещь.
Дома я просмотрела внушительный список побед Маргариты Молчановой. Конкурсы в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Литве, самые престижные российские фестивали…
Русская музыка с элементами джаза
Кроме фортепианного концерта, в программе вечера были хоровые произведения. Камерный хор Липецкого Дома музыки исполнил четыре хора из литургии святого Ионна Златоуста, хоры на стихи русских поэтов и русские народные песни, которые Сергей Васильевич написал в
— Мне очень понравились хоровые произведения, — поделилась после концерта липчанка Оксана Макарова. — Изумительные голоса у артистов, они так искусно сливались в многоголосие, и пели так эмоционально… просто
— Я получила большое удовольствие, — призналась скрипачка Липецкого симфонического оркестра Елизавета Разумнова. — Рахманинов для меня — это русская музыка с элементами джаза. С широкой русской душой. Душа играет, и рвётся, и возносится ввысь.
— Довольно сложная партитура, — оценил концерт альтист оркестра Алексей Овчинников. — Тут и юношеские впечатления Рахманинова, и в то же время уже и зрелость некоторая. Проскальзывают странные гармонии, напоминающие Грига, синкопированный ритм. Но музыка великолепная. Пройдёт ещё 100 лет, и она будет так же современна.
Текст: Марина Карасик
Фото: Оксана Макарова