Семейное счастье по Шекспиру
В конце прошлого года театр на Соколе подарил липчанам премьеру. Спектакль «Укрощение строптивой» (12+) — дипломная работа выпускницы знаменитой Щукинки Галины Семенихиной.
Романсы, знаменитая неаполитанская «О соле мио», легендарная «Голубка» в стиле кубинской хабанеры, песни от группы «Десперадос» и джаз — сам Шекспир бы удивился тому, как всё смешалось в доме его героя, богача Баптисты. Авторское прочтение классики молодым режиссёром было дерзким по форме, но почтительным к сюжету. Как на эксперимент отреагировали зрители — во время премьеры наблюдал «Первый номер».
Дипломная работа
Из 400 мест в зале были заняты 66%, как требует Роспотребнадзор. «Ни билета не осталось, все расхватали!» — шептались перед началом служащие театра. О том, что зрители сделали правильный выбор, лучше всяких слов сказали овации после спектакля: аплодисменты и крики «Браво» не умолкали больше 15 минут, а всех участников постановки реально завалили цветами.
— Я сегодня в роли зрителя, не видела ни одной репетиции, — поделилась с «Первым номером» народная артистка России Валентина Бражник. — Как профессионал, конечно, вижу неровности и шероховатости — так всегда бывает, это премьера. К четвёртому-пятому разу обкатают, сыграются. Но спектакль отличный. Необычно поставлен. Татьяна Малахова в роли Катарины бесподобна. Я когда-то сама мечтала сыграть эту роль, там такая мощная энергетика. Арман Хаиров в роли Петруччо вообще нечто. Колоритный актёр, с большим потенциалом, одним движением брови может выразить гамму чувств. Редкий дар. Дипломная работа Гали произвела сильное впечатление. Пожелаем ей хорошего профессионального пути!
Попасть и в классику, и в современность
Режиссёр Галина Семенихина молодой, но актриса опытная. Большинство участников спектакля — из молодёжного состава труппы, её коллеги. Похоже, актёрам самим отчаянно нравится то, что они делают. Контакт со зрителем возникает с первых минут постановки и не рвётся до финала. Сюжет динамичен, действие стремительно, музыка разнопланова. Впечатление усиливают яркие, гротесковые костюмы и декорации. Их создала молодой художник-постановщик из Москвы Вера Кагарлицкая.
— Мне кажется, у нас получилось попасть и в классику, и в современность, — поделилась с «Первым номером» Вера Кагарлицкая. — Это неожиданное прочтение Шекспира. Честно, мне самой не верится, что мы с этим справились. Визуальная составляющая у нас не по сугубо классическим канонам, костюмы придают артистам особую пластику. Как обычно, они до последнего не были готовы, я волновалась. И вот ребята надевают их на генеральной репетиции, и я в восторге: мы попали! Артисты тоже говорят: как здорово, я надела платье и сразу поняла, чего хочет режиссёр. Самое классное, когда вот так во взаимодействии получается работать. Работать с липчанами было интересно. Это настоящая сплочённая команда. И сроки поджимали, и перерабатывать приходилось, но никто мне ни разу не отказал. Я в такой обстановке впервые.
Не просто укротить — влюбить
Шекспировский сюжет известен каждому. Богачу Баптисте (Пётр Коновалов) нужно выдать замуж двух дочерей. Но если за младшей, кроткой Бьянкой (Александра Михайлова), женихов целая очередь,
то претендента на руку и сердце строптивой Катарины (Татьяна Малахова) днём с огнём не найти.
Она высмеивает женихов, ругается и даже дерётся. Рассерженный Баптиста объявляет, что не выдаст младшую дочь замуж, пока не найдёт мужа для старшей, и отправляет Бьянку под замок. Женихи Гортензио (играющий влюблённого в себя нарцисса Александр Гаделия) и Гремио (уморительно изображающий молодящегося старика Александр Сущик) договариваются временно забыть о своём соперничестве.
Задача найти мужа для Катарины не из лёгких: «сам чёрт не сладит с нею, так зловредна» и «при всём богатстве её отца никто не согласится жениться на ведьме из пекла».
Но тут в Падую из Вероны приезжает дворянин Петруччо (Арман Хаиров), друг Гортензио, как раз затем, «чтоб преуспеть и выгодно жениться». Гортензио рассказывает ему о Катарине, и Петруччо тут же решает идти свататься. Предупреждения о дурном нраве невесты его не трогают:
«Да разве слух мой к шуму не привык? Да разве не слыхал я львов рычанья?»
Петруччо дерзок и напорист, он уверен в успехе. Кажется: Арман Хаиров не играет эту роль, он органично и естественно выражает собственную сущность. Приданое Катарины сулит ему богатую и беззаботную жизнь, но по ходу спектакля выясняется: деньги для него не главное. Он влюбляется в Катарину и решает влюбить её в себя:
«Рождён я, чтобы укротить тебя и сделать кошечкой из дикой кошки».
Какими способами добивается этого Хаиров, нужно смотреть своими глазами. Оно того стоит. В итоге злючка Катарина на самом деле превращается в кроткую голубку.
Урок строптивым жёнам
Но это превращение взаимное. Рядом со ставшей покорной женой Петруччо тоже становится мягче и нежнее. По словам одного из персонажей, «она окатаринила его!». Катарина ещё и даёт урок другим строптивым жёнам: сестре Бьянке, которая тайно обвенчалась со своим учителем музыки Люченцио (Михаил Труфанов), и жене её бывшего жениха Гортензио (Софья Ижболдина). Обе женщины отказываются прийти по зову своих мужей, Катарина же спешит по первому приказу Петруччо. Потрясены все, даже Баптиста, который тут же увеличивает её приданое на двадцать тысяч: «другая дочь — приданое другое!». А Катарина приводит строптивых жён и читает им наставление: «Как подданный обязан государю, так женщина — супругу своему… Теперь я вижу, что не копьём — соломинкой мы бьёмся. И только слабостью своей сильны. Чужую роль играть мы не должны».
Спасибо моему мужу
Галина Семенихина призналась: взяться за Шекспира решила давно, это вечная классика, которая даёт богатые возможности для нестандартного подхода. 10 лет назад она получила диплом первой степени на конкурсе молодых исполнителей за чтение отрывка встречи Катарины и Петруччо. Тогда и решила: придёт время, и вернётся к «Укрощению». Сейчас она завершает обучение в театральном институте имени Щукина и, возможно, поставит и другие пьесы Шекспира.
— Нет слов, как я благодарна всем, кто помог мне поставить спектакль, — под аплодисменты сказала молодой режиссёр. — Всем актёрам, всем цехам, и, конечно, моему мужу. Без него бы не состоялся ни спектакль, ни я как режиссёр.
Ростислав Семенихин, актёр и режиссёр-постановщик театра, стал режиссёром спектакля по пластике. Он участвовал в нём и как актёр: играл роль одного из слуг.
Поддержать культуру
Финансовую поддержку при постановке оказали депутат горсовета Станислав Каменецкий и московский поклонник театра на Соколе Дмитрий Любовский.
— Я случайно открыл для себя этот театр, лет пять назад, — рассказал «Первому номеру» Дмитрий Любовский. — Много езжу по России и как-то попал на спектакль «Небесный тихоход». Потом были «Примадонны». А дальше всё, втянулся. С 2016 года приезжаю из Москвы в Липецк на спектакли от пяти до 10 раз за сезон. Тут изумительная труппа. С душой всё делают. Денег предложил сам, никто не просил. Я не знаю, сколько стоит весь спектакль. Вложил от души, сколько мог.
Аплодисменты после премьеры никак не хотели умолкать. На сцену поднимались новые и новые поклонники актёров. Среди них оказалась делегация из Калининграда —родного города Галины, супруги Семенихины работали там в театре после окончания театрального вуза.
— Мы друзья Гали и Ростика, — объяснила директор театра детских праздников «Невеличка» Наталья Щагина. — Нас девять человек прилетело. Мы четыре месяца ждали этого момента, свои намерения держали в тайне от Семенихиных. Спасибо вашему театру, рады за Галю, это прекрасный спектакль, мы счастливы, что мы здесь. Следующий показ «Укрощения строптивой» состоится в воскресенье, 23 января.
Текст: Марина Карасик
Фото: театр на Соколе