Эуфониум плюс
Олег Абрамов дал интервью после концерта.
Эуфониум в переводе с греческого означает «сладкоголосый». Это — медный духовой инструмент. Благодаря особому строению он имеет более нежное звучание, чем все остальные медные духовые инструменты. Поэтому не только прочно занял своё место в духовых оркестрах, где придаёт их игре дополнительный оттенок, но зачастую солирует на симфонических концертах. Эуфониум в Липецком Доме музыки звучал впервые. Привёз его гость из Москвы музыкант и просветитель Олег Абрамов. После концерта он дал интервью «Первому номеру».
— Олег Игоревич, что это за инструмент — эуфониум? Чем он вас привлёк?
— Инструмент достаточно молодой: в такой конфигурации, как мы сейчас его знаем, он появился в
— Как познакомились с эуфониумом?
— Знакомство произошло достаточно недавно, хотя я в музыке с девятилетнего возраста. Я путешествовал по миру в составе ансамбля медных духовых инструментов и заметил, что почти все коллективы Англии включали в свой состав эуфониум. Раньше его использовали в военных духовых оркестрах. Но благодаря сладкому голосу ему доверяют сольное исполнение в симфонических оркестрах. Эуфониум не очень популярен в нашей стране, но широко известен в Англии, Северной Европе. Я захотел, чтобы и у нас стало известно его сладкозвучие. Познакомился с музыкантом, который играет на эуфониуме. Его зовут Стивен Мид. С его помощью изучил технические и звуковые особенности инструмента. Там же, в Англии, приобрёл эуфониум и привёз в Россию.
— Вы стали настоящим популяризатором этого инструмента.
— Да, езжу по различным городам России. Распространяю знания об эуфониуме. Солирую в сопровождении оркестров. Создал в Москве свою музыкальную школу. В ней игре на эуфониуме могут обучиться и дети, и взрослые, даже если никогда раньше не играли на музыкальных инструментах.
— Как сложилось ваше сотрудничество с Липецким симфоническим оркестром?
— Мы вместе учились в Саратовской консерватории с его дирижёром Константином Барковым. Он очень талантливый музыкант и выдающаяся личность. Обращает на себя внимание своим обаянием, любознательностью и способностью чувствовать инструменты и людей. Общий интерес к профессии и стремление обретать знания нас объединили. Сейчас, когда я захотел познакомить как можно больше людей в России с эуфониумом, как раз появилась возможность сыграть вместе с Липецким симфоническим оркестром.
Я знаю, что слушателям нравятся концерты, где эуфониум сольно звучит в сопровождении симфонических оркестров. Для исполнения мы выбрали знаменитые произведения классиков: Шуберта, Пьяццоллы, Мориа, Моцарта: концерт для фагота и оркестра в переложении для эуфониума с оркестром. Очень удачно исполнили и произведение современного композитора Клевицкого «Зимняя сказка» для эуфониума и симфонического оркестра.
Многие детали работы предварительно согласовывали по телефону. А репетиция состоялась в день концерта. Это самый короткий срок для подготовки. Однако мы отлично сыграли. Я восхищён талантами липецких музыкантов и гостеприимством организаторов.
— В Липецке есть колледж искусств, где обучают музыкантов. Взяли
— Я провёл в Липецке всего один день. Всё время посвятил концерту. Смотреть, кто именно смог бы играть на эуфониуме, не было возможности. Но если есть желающие, я бы обучил с радостью.
— Что для этого нужно?
—
— А
— Физиологические особенности. Сильные лёгкие. Сильные губы. Длинные руки. Существует выражение, что инструмент похож на своего хозяина, а музыкант со временем становится похож на свой инструмент. Это выражение справедливо. У каждого духового инструмента есть свой характер. Этот характер нужно понимать и чувствовать.
Текст: Галина Чепельская
Фото автора