Метод Дениса Губарева
В «Городской управе» открылась выставка преподавателя Строгановской академии.
Если всё сложится, Денис Губарев войдёт в историю Липецка как человек, который возродил монументальное искусство в нашем городе. После выставки он подарит Дому музыки эскиз оформления кассового зала в технике сграффито — технике, разработанной в Италии в эпоху Возрождения, популярной в СССР в
— Вдохновила меня сама архитектурная ситуация Дома музыки — поздний советский ампир, поэтому в композиционных схемах, решении фигур я тоже приблизился к советским образцам.
Вернуть искусство
Сграффито — картина на стене, где слои штукатурки разных оттенков накладываются один поверх другого. Потом фрагменты верхних слоёв срезают, обнажаются нижние — изображение проступает в цвете и становится рельефным.
В деревне Хребтово, что в Подмосковье, есть единственный в центральной полосе храм, чей фасад почти полностью выполнен в технике сграффито, — это храм Воскресения Словущего. Его оформлением Денис занимается уже второй год.
— Сейчас церкви являются единственным местом применения монументального искусства.
Рождение в противодействии
К сграффито Денис пришёл не благодаря, а вопреки. 10 лет назад заказчик предложил сделать фасад. Хотелось
— Я вдохновился скупостью цветовых возможностей. Там всего 3–4 цвета. И в этом мы должны достичь максимальной выразительности. Поднял литературу, спрашивал у стариков. Все мои однокашники и коллеги по цеху норовили уколоть:
В итоге Денис пошёл дальше — разработал учебный курс и сейчас наряду с обычными лекциями преподаёт технику сграффито в Московской
Заставить мыслить
В Строгановский, тогда ещё университет, выпускник липецкого худграфа решил поступать после тяжелейшего кризиса.
Как рассказывает о себе Денис, в детстве рисовал танчики, хорошо получалось, так и решил стать художником. В институте тоже давалось всё легко. Был лидером курса — на просмотрах своими работами занимал всю стену. Поэтому только ему доверили делать диплом по композиции у Сергея Алексеевича Никитенкова.
— Композиция — это основной предмет в изобразительном искусстве. Рисунок — база, живопись — понимание цвета, а композиция из всего этого делает продукт. И Сергей Алексеевич ввёл меня в творческий кризис, сказав, что в искусстве нужно думать, а не только чувствовать: «Всегда, когда садишься
Вторым педагогом, который повлиял на становление художника Губарева, стал преподаватель рисунка Владимир Николаевич Прусаков, который, по словам Дениса, ввёл конструктивный строгановский рисунок и совершенно перелопатил сознание липецких худграфовцев.
Воздействовать на людей
— И тогда появилось понимание, что нужно идти в Строгановку. Я всегда мечтал о монументалке, потому что понимал — это элита. Когда ты работаешь с архитектурой, на фасаде, ты воздействуешь на максимальное количество людей. Станковист работает только в выставочном пространстве с ограниченным кругом людей. В монументальном искусстве художник должен не себя показывать, а за счёт своего таланта и силы личности максимально раскрыть идею. А идея всегда одна, что в храмовом искусстве, что в советском монументальном, — самопожертвование, подвиг. Мы должны видеть примеры этого подвига и что его совершают такие же, как мы. Вообще искусство должно отражать время, современного человека, говорить о нём. Советское искусство героизировало человека труда. Например, идёт металлург по улице с детьми, видят они обычное советское панно, где наши мужики с ломами: «Папа, смотри. Это ты. Ты — герой». А когда видят «Металлурга будущего», дети говорят: «Это — металлург будущего. А ты, папа, кто?» Если говорить о
Найти баланс
Как воздействовать на людей, как донести идею до зрителя — только через материалы и методы, уверен Денис. Именно так и назвал выставку в Липецке — «Материалы и методы» (6+). Основной метод по Губареву — это творчество напряжённого духа. Его разработал вместе со своим коллегой Павлом Юдиным в
— Есть тема, и есть художник, между ними должен быть баланс. Если берёшь очень острую тему, противоречивую, то должен довести себя до соответствующего напряжения внутри, иначе тема тебя поглотит и получится транспарант типа «Миру — мир». И наоборот, если тема пустая, а ты напряжён, получится только личная история. Например, для меня ГКЧП (самопровозглашённый орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года, пытавшийся противодействовать развалу Советского Союза. — Прим. ред.) стал большим переворотом в сознании. Мне было тогда 16 лет, я спрашивал у родителей, что происходит. Они отмахивались: а, это борьба за власть. И когда после провала ГКЧП передали, что застрелился министр внутренних дел Борис Пуго, я испытал шок. Я понял, что для них это было настоящее дело:
Придумать технику
В Липецк Денис Губарев привёз не только сграффито — «это только часть меня, это не я весь», — но и свои живописные работы. Один из залов наполнен очень жёсткой живописью из проекта «Красное смещение». Это не про политику, это из физики — этакая световая память о важнейших событиях. Для Дениса — это самопожертвование — тема распятия Христа, борьба — трагедия ГКЧП и герои — Егор Летов — «он тоже был мощным борцом на своём фронте».
— Для проекта «Красное смещение» я придумал смешанную технику. В 2006 году в художественной школе № 2 наша
Интересно, как удаётся художнику точно подбирать материал и технику для выражения различных идей: спокойное одухотворённое сграффито — словами Дениса «красота в простом», и бурная, даже яростная живопись — и всё это один художник, очень неординарный художник. Вот такие методы у Дениса Губарева.
Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Паршин