Папина дочка
Театр кукол готовит спектакль о поиске взаимопонимания между родителями и детьми.
В небольшой комнате — приглушённый свет. Слышны голоса. «Говорю тебе: зря ждёшь. Вот увидишь — он не придёт». «Придёт. Сегодня непременно придёт».
Разговаривают двое: отец и
Продолжение истории
Именно так начинается новая интерактивная постановка «Аистёнок и пугало» (0+) в Липецком театре кукол, созданная театральным режиссёром из
В спектакле, как в русской матрёшке, одна за другой открываются разные реальности. Тесно переплетено несколько видов непростых взаимоотношений, оживают разноплановые герои — как вполне понятные нам папа с дочерью, так и необычные сказочные персонажи.
Новая история — это продолжение
Полное погружение
Зрителям предстоит погрузиться в атмосферу спектакля ещё до его начала. Вместо привычного зрительного зала и сцены — маленькая комната с уютными
— Это удивительный проект. Мы долго обсуждали с директором Филиппом Янко, как найти такой способ, чтобы внутри театра появился проект, который бы оставался театральным, но при этом был ориентирован на социальную среду. Взаимоотношения родителей и детей — это и есть социальная среда, а найденную форму мы назвали семейным театром. Позже, если всё сложится, будет и третья часть, когда ребёнок станет взрослым и появится уже внук или внучка, — поделился творческими планами Давид Бурман.
По словам режиссёра, постановка рассчитана на широкую аудиторию. За счёт разнообразия вопросов, которые в ней поднимаются, спектакль будет близок и детям, и взрослым. Одни увидят добрую сказку, поймут переживания своих ровесников и, как надеется вся театральная труппа, эмоции родителей. Другие посмотрят на себя со стороны и попытаются наладить более тесную связь со своими отпрысками.
Конфликт отцов и детей
В спектакле мы видим двух основных героев. Это папа, учитель труда, которого играет Юрий Фролов, и дочка — в исполнении Татьяны Несыновой. Его задача — решить конфликт «отцов и детей», найти подход к дочери. Ей же хочется жить взрослой жизнью, самой решать свои проблемы. Оба героя не могут донести друг до друга свои переживания. Поэтому отец пытается наладить духовную связь с подростком иносказательно, с помощью сопричастности дочери к сказке, другому миру. Он более близок тонкому душевному состоянию ребёнка, который неминуемо взрослеет, но
— Папа создаёт декорации своими руками, а дочка периодически включается в этот творческий процесс. Отцу кажется, что сказка — единственный способ найти точки соприкосновения, — объясняет Давид Бурман.
Куклы, которыми в нескольких метрах от зрителей управляют актёры, отличаются от привычных театральных — ярких и искусно сделанных. И пугало, и аистёнок словно только что «слеплены» руками отца из подручных предметов: палочек, лоскутов. В этом снова — связь с публикой, ведь именно такие игрушки и могли получиться у обычных родителей в обычной жизни. А дальше куклы при помощи рук и фантазии папы оживают и вовлекают и героев, и зрителей в новую лиричную историю.
Колокольчик сопереживания
Сюжет сказки прост и понятен даже для самых маленьких зрителей. Аистёнок Айко не может улететь в тёплые края вместе со своей стаей: его ранили жестокие мальчишки. По суровым законам стаи птицы должны заклевать аистёнка. И он уже смирился со своей участью, но тут в дело вмешивается пугало по имени Страшко. Доброе чучело слышало разговор стаи, ему жалко малыша. Колокольчик на его груди звенит тревожно и печально.
В итоге Страшко вызывается позаботиться о малыше. Хоть он и непривлекателен внешне, поступками и словами выказывает своё душевное тепло. Мелодичный звон его колокольчика символизирует биение не равнодушного доброго сердца и отражает каждую эмоцию персонажа: сочувствие, боль, радость, тревогу.
На протяжении всей истории доброе чучело пытается защитить маленького подраненного аистёнка. Животные — консервативные Аисты, хитрая Лиса, болтливый Воробей, опасный Гвоздь — «вырастают» на пути главных героев, выпукло обрисовывая их характеры.
Говорить на одном языке
Помимо приёма «сказка в сказке» создатели постановки прибегают к музыкальным вставкам и отсылкам к
Дочка всё время «пропадает» в смартфоне. Ей приходят
— Очень важно, чтобы родители сами включались в процесс, — подчёркивает Давид Бурман. — В прошлом году я был на премьере спектакля театра на подушках. Пришёл один высокий плотный папа: сел впереди, перекрыл обзор другим, уткнулся в телефон. Я подхожу и тихо говорю: из-за вас детям ничего не видно. И вдруг мужчина понял,
Самостоятельный полёт
А как же наши герои? Поучительная история пугала Страшко и аистёнка
Трогательная сказка, словно тот самый мелодичный колокольчик, отзывается в сердце
Последняя фраза сказочного Страшко символична. Да, её произносит сказочное пугало, но звучит она проникновенным, полным любви голосом отца.
— Иди. Твоё место — там, среди своих. Будь счастлив! И береги себя.
В этих скупых словах — великодушие и забота. И бесконечная, всепрощающая родительская любовь.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин