Навести мосты
В городе приступили к ремонту мостовых сооружений.
В Липецке приступили к ремонту мостов. И это событие можно действительно назвать победой. Для многих липчан оно пройдёт незаметно: все уже привыкли к масштабным дорожным работам в центре города. Но мосты долго ждали своего часа. Об их неудовлетворительном состоянии заговорили ещё лет пять назад. А ситуация с Октябрьским мостом в феврале 2021 года, кода
Вердикт: нуждаются в ремонте
В прошлом году специалисты провели исследование мостовых сооружений города. Вердикт был неутешительным: семь нуждаются в ремонте. Наиболее протяжёнными путепроводами являются Сокольский (531 м) и Октябрьский (480 м), с них решили и начать. Не понравилось специалистам и состояние моста по улице Терешковой через Каменный Лог. Его тоже поставили в план по ремонтам.
Но, как водится, вопрос упёрся в финансирование. Удачно совпало, что в 2022 году в регионе заработала программа нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), в рамках которой можно отремонтировать мосты. Липецк сразу подал заявку на участие. Кроме того, часть средств поступила из регионального, часть — из городского бюджетов. Общая стоимость работ превысит 290 млн рублей.
Первая ласточка
Мост через Каменный Лог — первый, где начались работы, они стартовали в начале октября. Перекрыв по одной полосе движение в обе стороны, рабочие срезают старое дорожное полотно. Меняют бордюрный камень, обустраивают пешеходные зоны. Расчистили заросли, чтобы техника могла подъехать вплотную. В планах — ремонт пролётных строений и опорных частей моста, конусов, подходов, насыпи и деформационных швов. Заменят перильные ограждения, выставят ряд дополнительных, которые отделят тротуары и трамвайные пути. Мост будет оборудован системой транспортной безопасности, куда входит установка постоянного видеонаблюдения, передача данных в режиме реального времени.
Стоимость контракта составила 39 млн рублей. Объект должен быть сдан 22 декабря 2022 года. Торги выиграла компания
Дотянуть до реконструкции
Возле Октябрьского моста тоже появились спецтехника и люди в оранжевых жилетках. Правда, сверху изменений пока не заметно. Все работы идут под сооружением. Специалисты занимаются мостовыми опорами. Главная задача — остановить их разрушение.
— Согласно заключению экспертов, Октябрьский мост нуждается не просто в ремонте, а в реконструкции. Требуется производство более глобальных работ. Мероприятия капиталоёмкие. По предварительным подсчётам, понадобится более миллиарда рублей, — говорит председатель городского департамента дорожного хозяйства и благоустройства Николай Дергунов. — Пока такими средствами город не располагает. Будем искать возможности, готовить
«Первому номеру» удалось пообщаться с представителями
— Подферменники, пролётные строения, опоры — все конструкции, которые подлежали частичному разрушению, деформации, мы будем восстанавливать, — объясняет начальник участка производства работ подрядной организации Эдгар Луговских. — Сначала проведём пескоструйную обработку: очистим мостовые опоры в тех местах, где отслоился бетон. Следующим этапом нанесём на зачищённые участки специальные смеси.
До весны без ограничений
Подрядчик будет ремонтировать и проезжую часть моста. Однако полосы движения транспорта трогать не будут. Восстановят пешеходные дорожки. Вскроют старый асфальт, демонтируют уложенные плиты: они наполовину провалились. Плиты, которые не удалось восстановить, заменят. Те, что в хорошем состоянии, уложат заново.
— В холодное время года работы постараемся исключить, — говорит Эдгар Луговских. — А вот весной одну полосу движения придётся перекрыть. За зиму разработаем меры безопасности, согласуем с ГИБДД зону расположения нашей техники, расстановку знаков. Объект должны сдать до 1 июля 2023 года.
Сокол ждёт
Третьим в повестке дня значится Сокольский мост. Частичный ремонт его дорожного полотна делали буквально этим летом. Но состояние пешеходных зон удручающее: из тротуаров торчит арматура, которую осторожно объезжает легковой и грузовой транспорт. Мост тоже встанет на ремонт в ближайшее время. Но пока подрядчик не определён. Весной 2022 года проводились торги. Тогда заявку так никто и не подал. Это было время ужесточения санкций со стороны Запада. Строительные материалы дорожали, и цена контракта в 145 млн рублей не казалась такой уж привлекательной. Теперь эта цифра возросла до 212 млн.
— До конца октября мы проведём торги и постараемся определиться с подрядчиком, фирмой, которая будет ремонтировать Сокольский мост, — говорит председатель городского департамента дорожного хозяйства и благоустройства Николай Дергунов. — Начнётся ли ремонт в этом году? Всё будет зависеть от погоды. Контракт разрешает, но не обязывает приступать к работам в срочном порядке. Срок исполнения — весь 2023 год. Если подрядчик считает, что лучше начать в следующем году, это его право.
Как стало известно «Первому номеру», работы по ремонтам путепроводов в Липецке в ближайшие годы намерены продолжить. Разрабатывают проекты по ремонту мостов на улицах Первомайской, Фрунзе, Студёновской. Главный путепровод города, Петровский мост, прошёл реконструкцию в 2018 году. На восстановительные работы тогда было потрачено более 700 млн рублей.
Мост без ремонта — это миф
Борис Бондарев, почётный дорожник России, профессор ЛГТУ:
И вот результат: в 2021 году Октябрьский мост дал трещину. Дорожные работы проводились под покровом ночи. Деформационный шов (
В настоящее время администрация Липецка чётко знает все болевые точки по мостам. Целевой программы сейчас в городе нет. Тем не менее есть нацпроект БКД. Необходимо также создать службу, которая занималась бы эксплуатацией мостов и их постоянным ремонтом. В ряде городов, столице и
Липчане говорят про мосты:
Николай Селиванов, юрист:
— Мой отец занимался проектированием и строительством мостов в Липецке. Он говорил: мост должен проходить проверку на прочность каждые десять лет, в том числе с привлечением геологов. 30 лет никаких восстановительных работ не проводилось. Так нельзя! Нужно прекращать политику наплевательства. Пренебрежение к мостам оборачивается гибелью людей. Проезжать на велосипеде через Сокольский и Октябрьский мосты опасно: то яма, то арматура выпирает: можно проколоть шину. Велодорожку вряд ли можно сделать, но пешеходная обязательно нужна. Надеюсь, мэрия продолжит реконструкцию, так необходимую городу.
Татьяна Белова, воспитатель:
— Ремонт мостов — дело нужное, но очень уж стрессовое. Во время движения создаётся транспортная пробка, так что приходится выходить из дома на работу на тридцать минут раньше обычного. Когда подъезжаешь к мосту, то ещё издали видишь затор транспорта. Здесь начинается самое интересное. Автобус постоянно дёргается, люди нервничают, смотрят на часы и в окно. Перед самым мостом у некоторых пассажиров сдают нервы, они просят выйти и идут пешком до остановки. Однажды водитель так ловко маневрировал между машинами, хотелось ему поаплодировать. Хочется, чтобы дорогу отремонтировали поскорее.
Сергей Фирсов, инженер:
— Необходима служба, которая бы обслуживала мосты на постоянной основе: занималась уборкой и ремонтом тротуаров, перил
Виктор Ушаков, слесарь:
— О том, что ремонтируют мост, нас предупреждают заранее. Но подготовиться к этому нельзя. Я, как водитель, на собственном опыте знаю, каково это — стоять в пробке на мосту. Тебя со всех сторон подрезают. В самый неподходящий момент машина может заглохнуть. Все сигналят, обстановка накаляется. Водители в открытые окна ругаются и угрожают друг другу. После нескольких таких поездок я пересел на трамвай. Пусть я еду дольше по времени, зато спокойно, никаких пробок и ДТП. Молодые ребята в тёплое время года предпочитают ездить на работу на велосипедах. Они ежедневно обновляют свой скоростной рекорд.
Александр Затонских, дизайнер:
— Запланированный ремонт Октябрьского, Сокольского и моста через Каменный Лог — это отличная новость. Они очень давно требуют ремонта, как говорят в соцсетях, «устали». Ввиду их растущей загруженности в часы пик ремонтировать их нужно как можно скорее: транспорта меньше не становится. Главное требование — качество выполняемых работ. Хотелось бы, чтобы объекты отвечали современным требованиям: хорошая освещённость, пешеходные дорожки, высокое качество дорожного полотна. Важна и оперативность, но не во вред качеству.
Елизавета Кузнецова, администратор:
— Зашла недавно в группу «ВКонтакте», где публикуют новости города. В комментариях к посту про ремонт мостов подписчики устроили настоящие разборки. Сама живу в районе автопарка. Работа в двух минутах ходьбы, проблем с утренними пробками не возникает. Когда нужно в другую часть города, еду по мосту через Каменный Лог. Прежде чем выйти из дома, смотрю в приложении, насколько большие пробки, и перестраиваю маршрут в зависимости от загруженности дорог. Хожу пешком. Путь по мосту от Центрального рынка в спокойном темпе занимает
Александр Полунин, общественник:
— Популярные путепроводы города требуют ремонта. Не стандартного перекладывания асфальта и расстановки знаков на столбах, а комплексного ремонта с учётом проходимости пешеходов и средств индивидуальной мобильности (СИМ). Как идёт ремонт моста через Каменный Лог? Подрядчик срезал асфальт, забаррикадировал пешеходную связь с крупным ТЦ. Не потребовал от властей и ГИБДД обустройства перехода с одной стороны дороги на другую. Итог: горожане ходят по проезжей части мимо автомобилей. Собираются обращаться в прокуратуру.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Оксана Макарова