Равнение на Липецк
Евгения Уваркина выступила в Государственной думе.
Большие парламентские слушания на тему «О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах РФ» прошли 6 октября. Основными вопросами стали: обновление подвижного состава, модернизация инфраструктуры, восстановление удобных маршрутов, функционирование электротранспорта.
Развитие или ликвидация
Спор о дальнейшей судьбе трамваев в Липецке идёт уже несколько лет. Есть как сторонники закрытия трамвайного движения, так и те, кто до последнего отстаивает его право на жизнь. Дело в том, что сильно изношена не только инфраструктура, на 70–80%, но и сам парк. Возраст машин составляет порядка 30 лет. При этом пассажиропоток ежегодно падает. Растёт только убыточность трамвайных перевозок. Средств на масштабное восстановление в бюджете города нет, это слишком большая сумма.
— Многие дискутировали и высказывались в пользу ликвидации. Это была позиция субъекта, в том числе и моя. Мне казалось: давайте поставим газомоторные автобусы в существующую сеть и не будем нести серьёзные убытки, — рассказала Евгения Уваркина, выступая с трибуны Госдумы. — Но мы с Высшей школой экономики и институтом транспорта решили сделать анализ. Предложили рассмотреть три варианта. Первый — убираем трамваи и ставим 65 автобусов в существующую сеть. Второй — сделаем выделенную полосу для автобусов на месте трамвайных путей и поставим автобусы. Третий сценарий — реконструкция. В результате увидели, что мы улучшаем качество и технические параметры: скорость движения транспорта, время в пути, — выход только один, реконструкция. Иначе коллапс. Так как если оставляем только автобусы, то на отдельных участках города увеличение времени в пути достигнет 50%.
Выход есть
В Липецке нашли путь решения — концессия.
— Да, используя механизм концессии, мы понимаем, что нужен жёсткий контроль, — пояснила мэр Липецка. — Также я знаю, что транспорт — затратная статья бюджета, исключить которую мы не можем, но мы не можем жертвовать и
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин высоко оценил идею Евгении Уваркиной о том, что городам на государственном уровне необходимо предоставлять разные варианты решения проблем развития электротранспорта: лизинг, концессию или прямые инвестиции.
— Далеко не все города в состоянии решить эту проблему самостоятельно, особенно дотационные. Финансирование электротранспорта в регионах следует учесть в проекте федерального бюджета на ближайшую трёхлетку, — заявил Вячеслав Володин. — Этим вопросом депутаты займутся вместе с Минтрансом.
Федеральное финансирование
Председатель профильного комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв отметил, что для обновления подвижного состава в регионах существующих федеральных программ недостаточно:
— Предлагаю создать в этом году федеральную целевую программу. Она должна быть рассчитана до 2030 года как транспортная стратегия с продолжением до 2035 года. На неё необходимо выделить, по подсчётам экспертов, 500 млрд рублей. Это должны быть деньги из федерального бюджета. Обязанность федерального органа исполнительной власти нести ответственность за развитие городского наземного пассажирского транспорта прописать в законодательстве.
Текст: Марина Костюк
Фото: с сайта Госдумы