Без барьеров
В школе № 63 для
Наталья Сазонова и её дочь, первоклассница Настя, перед школой успевают, как во всех семьях с
Общаться с ровесниками
У семилетней малышки сложное генетическое заболевание,
— Проблема выявляется не сразу. У нас болезнь нашли в полгода, — рассказывает Наталья. — Но, несмотря на диагноз, наша семья поддержала стремление дочери учиться в коллективе. Поступили в школу № 63 рядом с домом. Дочка очень хочет общаться с ровесниками!
Настя не ходила в обычный детский сад. Конечно, ребёнку не хватало общения. Перед первым классом маленькая липчанка занималась подготовкой в специализированной школе. Именно там девочка и поняла, что очень хочет учиться в коллективе — вместе со всеми.
Помощь друзей
Мама привозит Настю в школу, помогает ей переодеться, добраться до класса, а потом возвращается домой. Через пару часов надо снова спешить в школу — Насте нужна помощь в столовой.
Дети в классе словно и не замечают особенностей одноклассницы. Называют её «наша Настя». Несмотря на то, что у девочки проблемы со звукопроизношением, они вместе обсуждают занятия и игры.
— Все приняли меня очень хорошо, — говорит Настя. — Ребята помогают мне доставать учебники из рюкзака. У Насти уже появились подруги, с которыми она созванивается и после школы.
Дополнительный стимул
Самые любимые предметы Насти — музыка и рисование. Ей нравится работать с красками, смешивать цвета. Легко даётся математика — первоклассница с удовольствием решает примеры. Четыре урока для девочки проходят быстро. Мама говорит, что дочка не сильно устаёт — наравне с другими первоклассниками.
— Дочь рада, что она в коллективе, это дополнительный стимул для обучения. А мы рады, что школа нас тепло приняла! — улыбается Наталья Сазонова.
Уникальный случай
В школе № 63 учатся 825 детей, 24 из них с ОВЗ. Это дети с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и заболеваниями
Но
— Когда мы узнали, что к нам, в неспециализированную школу, придёт учиться Настя, пришлось решать задачу обеспечения доступности первого этажа, — рассказал директор школы Сергей Керекелица. — Ребёнок может попасть во все помещения, которые нужны: в классы, столовую, спортзал, туалет. Все входы в них были переконструированы.
Ещё до 1 сентября в школе № 63 специалисты убрали пороги на входе в столовую и обустроили пологие съезды, привели в порядок туалет. Перед входом в школу есть пандус, по которому мама завозит коляску с дочкой — навстречу знаниям и дружному коллективу.
Путь без ограничений
Закон закрепляет за родителями выбор, как обучать ребёнка с ОВЗ. Есть несколько вариантов: отдать первоклассника в общеобразовательную школу, в
С 1 сентября 2022 года дети с ОВЗ могут получать образование не только в двух специализированных школах: № 16 и 32, но и в 59 специальных классах общеобразовательных школ Липецка. На базе шести городских школ — № 15, 26, 27, 30, 34 и 60 — работают девять ресурсных классов для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
— Случай Насти пока уникальный, обычно
Сейчас в обычных классах школ Липецка инклюзивно учатся 352 ребёнка с ОВЗ. В зданиях школ № 26, 27, 30, 34, 60 есть лифты и электроподъёмники. Школа № 18 оборудована лифтом, а
О важности коллектива
Наталия Черешнева,
А совместное обучение нормотипичных детей и детей с ОВЗ способствует воспитанию толерантности, уважительного отношения к различиям между людьми и формированию навыков сотрудничества.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Оксана Макарова