О Петре — легко!
Липецкую премьеру покажут в
Режиссёр Малого театра Москвы Елена Оленина приехала в Липецк. Она возглавит работу над постановкой спектакля «Табачный капитан» (12+).
Липецк — малая родина заслуженной артистки, театр драмы имени Толстого — колыбель. С ним, по её выражению, она связана «кровными узами». Узнав, что театру нужно поставить спектакль к
— Елена Александровна, почему выбран именно этот материал?
— Мне позвонила директор театра Татьяна Васильевна Горелова и спросила, какое произведение с фигурой Петра I можно поставить к юбилейной дате? Все театры, если дело касается реальных исторических личностей, ставят
— Липецкий «Табачный капитан» будет сильно отличаться от фильма?
— За основу мы берём исходник — пьесу. Да, фильм более известен широкому зрителю, но там существенные отступления от оригинала. В фильме выведены не все герои. Например, в пьесе у Николая Адуева есть персонаж Ганнибал, арап и крестник Петра. В кино нет ни его самого, ни его возлюбленной Дианы. Также в оригинале вместе с Антоном Свиньиным во Францию едет его холоп — калмык Ахмет. В фильме он превращён в русского Ивана. Тем самым утрачивается один из главных посылов пьесы: люди не должны разобщаться по признаку национальности. В любой нации есть плохие и хорошие. Непринципиальны и вопросы веры. Ведь что такое вера? Приведу образный пример. Стоит огромная гора, вокруг неё с разных сторон собрались люди. Одни смотрят на неё: «Бог с нашей стороны». Другие им противоречат: «Нет, с нашей». Но все они видят одну и ту же гору, одно солнце! В жизни, несмотря на многочисленные различия между людьми, нужно до последнего оставаться человеком. Пьеса Адуева про это.
— И что же вы представите зрителю?
— Зритель увидит масштабную музыкальную пьесу —
— А принцип историзма будет соблюдаться?
— Безусловно. Ему отвечают не только костюмы, но и все сюжетные линии, диалоги, реплики, жесты. Мы, к примеру, с актёрами много работали над речью героев. Ломали голову, при помощи каких средств передать старорусский говор бояр или французские слова, которые слышат молодые дворяне, оказавшиеся за границей. Нашли
—
— Читала и до сих пор продолжаю читать. Сейчас заглатываю очередную книгу про Петра и его эпоху. Из художественных книг первым делом взялась за «Арапа Петра Великого» Пушкина. Актёрам порекомендовала посмотреть советские исторические фильмы, освежить в памяти «Недоросль» Фонвизина. Там, между прочим, много смысловых перекличек с Адуевым. Книги с закладками приношу на репетиции — и мы вместе с труппой читаем. Я вспоминаю Владимира Михайловича Пахомова, который привозил в Липецк легендарных театроведов, литературоведов, критиков, проводил
— Почему на роль Петра I вы пригласили столичного артиста?
— Новопришедший человек в уже сложившемся театре вызывает у актёров определённые эмоции, и зритель это чувствует. Я надеюсь, что, когда исполнитель роли Петра выйдет на сцену, у артистов будет ощущение: «Вот он, приехал наш
— То есть вы хотите, чтобы на сцене было психологическое противостояние?
— Скорее некое напряжение. Мне нужно, чтобы были видны уважение и интерес к исполнителю роли Петра со стороны других артистов. А это невозможно сыграть.
— Представьте нам, пожалуйста, этого артиста и расскажите, почему остановили выбор именно на нём?
— Его зовут Андрей Москвичёв. Он актёр Московского независимого театра. У него большая фильмография — снимался в отечественных фильмах, сериалах. Мы с ним не были знакомы. Я сначала рассматривала на эту роль других кандидатов, тоже актёров столичных театров. Хотелось, чтобы человек вошёл — и сразу было бы видно: «Да, это Пётр!», но такого ощущения не было. И тут мне порекомендовали Андрея Москвичёва. Мы созвонились, и на следующий же день он пришёл.
— Есть ещё приглашённые актёры?
— Есть. Это исполнитель роли Ибрагима Ганнибала — Мина Лорис.
— Каким вы видите будущее спектакля?
— Надеюсь, что нет. Помимо большого грандиозного представления, мы сделаем и облегчённую версию. У нас будет и вариант, где музыка и вокал, например, будут в записи. С исполнителем роли Петра проблем не вижу. У Андрея Москвичёва есть главное — большое желание играть эту роль. Он готов включить Липецк в свой плановый актёрский график и приезжать сюда. О ближайших перспективах: премьера в Липецке состоится 2 и 3 июня. А вот затем мы едем в
Показать не памятник — живого человека
Исполнитель роли Петра I Андрей Москвичёв:
Все зрители старшего поколения помнят замечательную телевизионную комедию «Табачный капитан». Когда я прочёл пьесу, понял, что она намного глубже и интереснее. Она злободневна, отвечает и на сегодняшние вопросы. Кто такой патриот? Что такое государство? Готов ли ты служить государству? Пётр I и сам становится перед выбором: править ли ему страной старого образца, государством боярыни Ненилы Свиньиной, или идти дальше с такими, как Ахмет, Алексей Корсаков, Ганнибал?
По характеру я назвал бы Петра не просто импульсивным — одержимым человеком. Он одержим идеей преобразовать Россию. Ему всё интересно: и медицина, и астрономия, и география. Он сам строгает корабли, сам осваивает управление морским судном. Особое внимание уделяет образованию. Исторический факт: в 1698 году отправил 20 молодых дворян учиться корабельному делу во Францию. Он хочет научить «сынов Отечества» не только военному делу, но и наукам. Как подсчитали историки, за время его правления около тысячи человек обучилось в Европе.
Артисты, которые
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин, kinopoisk.ru