Как царь Пётр бояр навигации учил
К
У актёров театра имени Толстого первая примерка. Мастера подгоняют по фигуре кафтаны — актёры играют роли бояр, которых
Успеть к юбилею
— Постановка масштабная. Нам предстоит сшить костюмы для 29 основных персонажей, не считая массовки, — рассказывают работницы швейного цеха театра. — Костюмы украсим тесьмой, на них будут бархатные воротники, пуговицы, пряжки, бусы, каменья. Заказали 30 париков с кудрями, как носили в ту эпоху. Словом, объём работы очень большой.
— А боярская шапка не слишком высоко сидит? — спрашивает у швей заслуженный артист России Владимир Кравченко.
Те убеждают: всё по эскизу. Именно такие высокие головные уборы и были у русской знати в конце XVII века, до смены придворного костюма при Петре I.
— А посмотрите, какая обувь, — кивает Владимир Александрович в сторону коллеги.
Остроносые сапоги красного цвета ниже колена демонстрирует нам, покачиваясь с каблука на носок, актёр Вячеслав Михеев.
— Красота! — заключают оба.
От швеи до декоратора — все работают не покладая рук. Времени осталось мало — нужно успеть ко дню рождения Петра Алексеевича — до 9 июня.
Россия и Европа
Декорации для лирической музыкальной комедии должны быть яркими и лёгкими. В то же время нельзя отступать от принципов историзма. Эту «задачку со звёздочкой» в Липецк приехала решать народный художник России лауреат Госпремии Мария Рыбасова. Признаётся, сначала закопалась в деталях — опасаясь критики специалистов, которые любят выискать
— Могут, к примеру, сказать: «Часы на Спасской башне во времена Петра были не такими»! — говорит она. — Но потом я поняла: если пытаться соблюсти
Театр без кулис
Изначально пьесу «Табачный капитан» планировали ставить на уличной площадке, но впоследствии от этой идеи отказались. Декораций много, они сложные. Переместить их на улицу будет проблематично.
— Я хочу убрать кулисы в театре. Мне хотелось, чтобы пространство спектакля было абсолютно открытым, чтобы было много воздуха. Вместо кулис я окружаю пространство сцены ширмочками. Они будут стоять под углом, создавая при этом
Египтянин в роли Ганнибала
В год
— Пока он репетирует, усиленно учит слова, — говорит директор театра имени Толстого Татьяна Горелова. — Ему придётся непросто, ведь он должен взаимодействовать с другими актёрами, понимать, о чём они говорят, отвечать на их реплики. Но у Мина Лориса большая поддержка со стороны иностранных студентов и большое желание участвовать в постановке. Во всяком случае, такой шанс мы должны ему предоставить.
Пётр из Москвы
На роль самого Петра I претендуют четыре исполнителя. Среди них нет липчан. Все они артисты столичных театров. По словам Татьяны Гореловой, некоторых даже можно узнать — они снимались в отечественных телесериалах. Премьера намечена на первую декаду июня. Более точная дата станет известна, когда будет окончательно утверждён исполнитель роли Петра I. Спектакль создаётся при финансовой поддержке администрации Липецкой области. Он станет главным среди культурных мероприятий, приуроченных к
Народный художник в Липецке
Мария Дмитриевна Рыбасова в Липецке не в первый раз. 37 лет назад она дебютировала в нашем городе. Участвовала в создании декораций к фантастическому рассказу Станислава Лема. На липецкой сцене готовила декорации к спектаклям «Золушка», «Блажь», «И дольше века длится день».
— Художник — это кошка, которая гуляет сама по себе, — считает Мария Дмитриевна. — Я не привязана ни к одному из театров. В советские годы много ездила по стране, затем осела в Москве. Много работала с театром Моссовета, с Малым театром, с театром Терезы Дуровой, с «Et cetera». Но с радостью согласилась на предложение режиссёра Елены Олениной поучаствовать в липецкой постановке. Ваш город особенно люблю. Помню, с какой теплотой, исключительной доброжелательностью, большой симпатией ко мне, тогда ещё начинающему художнику, отнеслись здесь почти 40 лет назад.
Фестивальный спектакль
Татьяна Горелова, директор театра драмы имени Толстого
— Спектакль густонаселённый, сборный. Проект реализуется силами не только наших артистов. Активное участие принимают Липецкая филармония, ансамбль народных инструментов под управлением Александра Ролдугина, вокалисты, сборная балетная группа. Постановка уже вызвала интерес в российской театральной среде. Как только мы приступили к работе над проектом, сразу к нам начали поступать предложения от организаторов известных российских фестивалей. В этом году нас приглашают принять участие в фестивале «Балтийский дом» (
Почему капитан «Табачный»?
Действие пьесы происходит в 1702 году. Царь Пётр отправляет молодых дворян на обучение в школу морской навигации во Францию. Но боярский сын Антон Свиньин в Париже лишь развлекается и отдыхает. На занятия по управлению морскими судами ходит его холоп, башкир по имени Ахмед. Тот морское дело изучает досконально. Как только Свиньин со товарищи возвращается в Россию, царь Пётр устраивает молодым людям проверку — просит их показать чудеса навигации. Антон Свиньин, встав за капитанский руль, практически губит судно. В последний момент ситуацию спасает Ахмед. Пётр I в. благодарность производит его в капитаны. Вольную для холопа Пётр I выкупает. Но поскольку башкира, когда тот был ещё мальчишкой, боярин Свиньин взял в обмен на табак, то и царь решает заплатить тем же. Он ставит на одну чашу весов Ахмеда, на вторую — насыпает листья для курения. Отсюда у Ахмеда и появляется прозвище «Табачный капитан».
Текст и фото: Юлия Дружинина